РЕКЛАМА
Двухъярусная кровать, кровать двухъярусная.
Штампы и печати изготовление печатей.

Аренда строительных лесов
Опалубка и леса. Новости строительного рынка
texnorent.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
30
июля
2014

В монастырях время ведет себя непредсказуемо

28.11.12 19:00  |  видео  |  фото  | Версия для печати

Мало кто из россиян знает о том, что в монастырях живут не только монахи, но и мирские люди. Те же, кто что-то слышал об этом, считают, что жить в обителях могут только безнадежно отсталые от жизни и сошедшие с ума на религиозной почве граждане. Однако когда корреспондент Агентства национальных новостей отправилась в серпуховской Введенский владычний женский монастырь на неделю, то с удивлением обнаружила там  людей, не имеющих никакого отношения к Церкви.

Жизнь среди алкоголиков

Когда я приехала в монастырь, охранники отправили меня в храм искать сестру Людмилу, то есть послушницу Людмилу.
- Будешь трудиться? - спросила сестра Людмила, и после утвердительного ответа написала записку с просьбой принять меня в монастырь.

Затем охранники попросили у меня паспорт, удостоверились в том, что у меня есть прописка, и положили паспорт в сейф. Затем охранник отвел меня в деревянный деревенский домик – он называется паломническим домиком. В нем живут женщины, приехавшие помолиться и поработать в монастыре.

В домике находятся две жилые комнаты – в монастыре их называют кельями, комната для разогревания пищи и комната-столовая, которая называется трапезной. Условия проживания очень простые – монастырь бесплатно кормит, поит и предоставляет ночлег, а человек бесплатно работает. Такие же условия с некоторыми вариациями и в тех обителях, которые тоже принимают желающих помолиться и потрудиться.

Людей, которые живут в монастырях на таких условиях, называют трудниками. Трудники носят свою, а не монастырскую, одежду. Когда осенью я приехала в серпуховской монастырь, там в паломническом домике жили шесть трудниц. Возраст – от 35 до 45 лет. Кто-то приехал на две недели, кто-то на три, а кто-то жил уже четвертый месяц.

Одна женщина весь день разогревала на газовой плите еду для трудниц, трудников, продавщиц из иконной лавки, а также мыла посуду. Остальные следили за подсвечниками в храме, чтобы свечки полностью не догорали и тем самым не забивали воском гнезда для свечей. Кроме того, каждый вечер мы убирались в храме и периодически кто-нибудь отправлялся на кухню чистить картошку или рыбу.

«Ты вообще верующая?», – спросила меня в первый день трудница Лена и добавила, что она сомневающаяся. Трудница Люда тоже была совсем нецерковной женщиной. Я стала ломать голову над тем, что же привело их в монастырь. При этом вспомнила правила пребывания в обители, с которыми меня ознакомили под роспись на посту охраны. В них говорилось, что люди, страдающие алкоголизмом и наркоманией, должны сдавать при поступлении в монастырь все деньги в сейф. Но Лена и Люда совершенно не были похожи на классических алкоголичек и на наркоманок.

Вечером я спросила у своей соседки по келье – очень религиозной женщины Маргариты, которая в 45 лет выглядит лет на 27: «Алкоголики и наркоманы живут отдельно от трудников?». На что она ответила: «Ты живешь среди них». Наркоманы и алкоголики едут в серпуховской монастырь потому, что в нем есть чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша». От иконы многие алкоголики и наркоманы получают избавление от этих пагубных страстей. Но избавляются не все.

«Как-то раз сюда приехала девушка-наркоманка, – рассказала Маргарита. – Сказала, что будет жить несколько лет. Ее тут же поселили в сестринском корпусе. Как-то раз ей поручили подстричь кусты, а она состригла волосы на своей голове и потом разделась. За ней тут по всему монастырю гонялись, а потом увезли отсюда на «Скорой помощи».

Паломницы в обтягивающих штанах

Тех, кто приехал в монастырь не для лечения от алкоголизма и наркомании, объединяет одно – если так можно выразиться, неравнодушное отношение к духовному миру и к спасению своей души. В миру очень трудно встретить христианина, с которым можно поговорить о духовном. А те церковные женщины, которые жили в паломническом домике, время от времени говорили о духовном, да и житейские события они трактовали сквозь призму христианского вероучения. Но жизненные обстоятельства, которые побудили церковных женщин приехать в обитель, разные.

Кто-то остался без работы и решил развеяться. Кто-то приехал, потому что любит путешествовать. А одна наша трудница настолько привязалась к серпуховской обители, что живет то дома, то в обители.

Мне рассказали об одной девушке, которая летом приехала в серпуховской монастырь, чтобы вымолить себе хорошего мужа – то есть умолить Бога послать ей хорошего молодого человека, за которого она впоследствии вышла бы замуж.

Одна из живших со мной женщин – Света, приехала оттого, что целый год сидела без работы, так как муж запретил ей работать. Она уже не знала, куда деваться от скуки и поэтому поехала в обитель. Тем более, что муж ее тоже сейчас не живет дома – он находится в серпуховском Высоцком мужском монастыре. Светин муж готовится к рукоположению во священники. По словам Светы, перед рукоположением будущий священник должен год прожить в монастыре или поработать в храме. В обители ее муж будет жить до тех пор, пока ему не дадут храм, в котором он будет работать.

Как-то раз Света нам рассказала, что в Высоцком монастыре за первые три дня платишь 450 рублей, а потом живешь бесплатно, но это только для мужчин. Женщинам больше трех дней там жить не разрешают. Потом Маргарита мне сказала: «У нас тут была одна трудница, у которой духовник живет в Высоцком монастыре, поэтому она все знает из первых рук. Женщины, которые приезжали в Высоцкий монастырь для излечения от алкоголизма, поскольку там есть другая чудотворная икона «Неупиваемая чаша», начали проявлять ненормальный интерес к монахам. Поэтому там и запретили женщинам жить больше трех дней».

За вечерним чаем Света пересказывала нам то, что сообщал ей по телефону муж. «Сегодня к ним приехала группа паломниц – одни в обтягивающих штанах, а другие в мини-юбках. Это была такая умопомрачительная картина, что один  монах схватился за голову руками и в ужасе выбежал от паломниц на улицу», – делилась как-то раз с нами Света. В другой раз она нам сообщила: «Они не знают, что делать: некому работать. Конечно, всех разогнали, а теперь некому работать. Опоздал на послушание – и выгоняют. Да еще и отбой в 10 часов вечера. В это время у них гасится везде свет».

Монастырские запреты

У нас таких строгостей не было. Какие-то правила были, но за их соблюдением никто не следил. В нашей трапезной висел листок, на котором было написано: «Празднословие в трапезной запрещено", но мы постоянно празднословили, сидя под этим листком.

В здании, в котором находились сестринская и рабочая кухни, тоже были разные объявления. Над дверями сестринской кухни висел листок, на котором было написано: «Без молитвы не входить», но туда практически все входили без молитвы. На дверях одного помещения находился листок с надписью о том, что в «Холодную» имеют право входить только тот-то и тот-то, а кто ослушается, того ждет наказание: монахиню посадят на неделю на хлеб и воду, а у наемного работника вычтут зарплату за неделю.

На сестринской и рабочей кухнях работают мирянки за зарплату. На сестринской кухне готовят еду для монахинь и послушниц, а на рабочей – для трудников. Кормили нас супами и рыбой с гарнирами. В постные дни, то есть по средам и пятницам, были супы и гарниры без рыбы.

Хоть у нас и не было никаких строгостей, но один раз нас попытались призвать к порядку. Мать Васса, то есть монахиня Васса, как-то раз, раздосадованная нашим поведением, прочла нам мораль. Закончила она ее так: «Матушка Алексия говорит: «Нет на послушании пол часа – за ворота». Сначала человек не приходит на послушание, а потом без разрешения выходит за ворота, попадет в какую-нибудь ситуацию, и матушке Алексии отвечай за него». Но вечером мать Васса уже по-дружески рассказывала нам о трудностях монашеской жизни – о том, как из одного монастыря за несколько лет ушли в мир 27 монахов из 30-ти.

В домике, в котором мы жили, не было отопления – была сломанная печка, которую никак не мог починить печник, и обогреватели. Умывались все под рукомойником, а туалет был на улице – деревянный. Но, несмотря на это, даже зимой в домике жили трудницы. По словам моих соратниц по трудничеству, прошлой зимой было только две недели, когда в домике никто не жил. Летом же были аншлаги – почти все время были заняты все 16 коек, некоторые из которых находятся на втором ярусе кроватей.

В других монастырях тоже, судя по разговорам в нашей трапезной, не бывает недостатка в трудниках. И в других обителях так же, как и в серпуховской, стоят двухъярусные кровати. Правда, в некоторых обителях трудники живут в зданиях с евроремонтом.

За день до моего отъезда к нам приехала на один день другая Света – 33-летняя москвичка. Она рассказала, что жила в двух монастырях. В одном из них она работала месяц в курятнике. В том же монастыре ее сестра трудилась в коровнике и какая-то корова лягнула ее копытом, но девушка отделалась только синяком.

Монастырские чудеса

По субботам в храм приходили экскурсоводы с паломническими группами и мы слышали то, что рассказывали экскурсоводы. Серпуховской Введенский владычний женский монастырь был основан в XIV веке. Сначала он был мужским. В XVIII веке обитель пришла в упадок – практически вся братия разошлась, храмы пришли в запустение. В XIX веке обитель преобразовали в женскую и начался расцвет монастыря.

К середине XIX века число насельниц выросло до трехсот человек. В 1919 году монастырь закрыли. На его территории разместилась школа красных военлетов, а потом военное училище. В 1978 году училище выехало с территории обители и местные жители стали растаскивать здания по кирпичикам на гаражи и дачи. За все время существования монастыря никто не нанес ему такого большого ущерба, как местные жители в конце XX века.

Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1995 году. Через какое-то время в монастыре начали мироточить иконы. Я насчитала в храме девять мироточивых икон.

В монастырском храме после служб гасятся все лампады кроме тех лампад, которые висят возле икон, от которых истекало миро. Мироточила в том числе и бумажная икона святого царевича Димитрия Углического, находящаяся под стеклом. «Вот почему надо относиться с почтением даже к бумажным иконам», – сказала как-то раз экскурсовод паломникам. Внизу иконы Дмитрия Углического видны следы от мира.

Горит между службами лампада и возле креста, так как он мироточил много раз. Кандидат в послушницы молодая девушка Лена как-то раз нам сказала: «Я сама видела, как мироточил крест. А один раз я чувствовала благоухание от мироточивой иконы блаженной Матроны». В свою очередь Маргарита сказала мне: «Возле иконы блаженной Матроны несколько раз сама по себе загоралась лампада. Вот почему и решили не гасить лампады возле мироточивых икон».

Монастырь – это совершенно особое место. Там у всех что-то происходит с восприятием времени. Одним кажется, что время бежит, а другим кажется, что оно тянется неестественно долго. Одним кажется через неделю, что они провели в обители не меньше месяца, а другим вообще кажется, что то, что было до монастыря, было в другой жизни.

Есть еще такая особенность: у церковных людей в монастыре как бы открывается второе дыхание – они работают за двоих и при этом не устают. Как сказала в один из дней Света, жена будущего священника: «У меня ноги вечером болят, но я совершенно не устаю».

Когда подошло время моего отъезда, я опять нашла сестру Людмилу, сказала, что уезжаю, и сестра Людмила, несмотря на то, что из-за ее временного отъезда из монастыря нам с ней так и не довелось пообщаться, сказала мне, улыбаясь доброй улыбкой: «Жалко. Когда еще приедешь?»

Потом она написала записку для охранников и те отдали мне все мои вещи. Я пошла за сумками и долго говорила нашим женщинам о том, какие они хорошие, а они в свой черед просили меня не уезжать.

МОСКВА, Корр. АНН Алла Тучкова.








В День Крещения Руси в храмах Русской православной церкви по всему миру зазвонят колокола
28.07.2014 11:38 Православные 28 июля отмечают День Крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" 1 июня 2010 года. В православном церковном календаре эта дата — день памяти великого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. В полдень в честь праздника в храмах Русской православной церкви по всему миру зазвонят колокола.

Фестиваль «Казачья станица – Москва» соберет казаков из разных стран
30.07.2014 13:39 13 сентября на территории Олимпийского Комплекса «Лужники» состоится IV Международный фестиваль «Казачья станица – Москва». В празднике примут участие свыше 3 тысяч казаков из различных регионов России, Украины, Белоруссии, Сербии, Черногории, Казахстана, Киргизии, делегации от всех 11 войсковых казачьих обществ нашей страны, органов исполнительной власти из мест традиционного проживания казачества, представители реестровых и общественных казачьих организаций, кадетских корпусов, молодежных и студенческих объединений, самодеятельных и государственных творческих коллективов, учреждений спорта и культуры.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Контакты Карта сайта Личный кабинет Редакция Наверх
Copyright © 2005–2014 Агентство национальных новостей При полном или частичном использовании материалов ссылка на "annews.ru" обязательна.

Rambler's Top100